Национальный музей-параход „Радецки”
Национальный музей-пароход „Радецки” основан в 1982 году и заботится прежде всего о самом корабле-музее, но также и о созданной в 1989-1990 годах художественной галерее. Он посвящен жизни и деятельности Христо Ботева и трагической гибели его отряда, а пароход с течением времени превратился в незаменимую для болгарской истории святыню.
Вероятно нужно немного рассказать о жизни Христо Ботева чтобы понять почему его образ продолжает волновать до сих пор современников. Сын учителя, он продолжает свое образование в России, а в 1876 году оседает в Бухаресте. Обладающий ярким пером журналист, поэт и издатель газеты болгарских эмигрантов, Ботев проявляет себя как наиболее активный сторонник революционных идей другого болгарского гения – Апостола свободы Васила Левского после его смерти.
В 1876 году революционеры не только в стране, но и за рубежом твердо убеждены, что нужно поднять новое восстание, охватывающее всю страну. Общее собрание всех заранее созданных и готовящих повстанцев революционных комитетов определяет 1 мая датой начала восстания. Однако оно из-за непредвиденных обстоятельств вспыхивает раньше – 20 апреля, а деятели Врачанского революционного округа, узнавшие об этом лишь 24 апреля, решают выждать прибытия Ботева и его отряда для объявления восстания на их территории.
16 мая отряд Ботева садится на австрийский пассажирский корабль „Радецки”, совершающий регулярный рейс по Дунаю. На следующий день они захватывают пароход и заставляют экипаж бросить якорь на болгарском берегу, рядом с тогдашней деревней Козлодуй. После нескольких дней сражений с турецкими войсками отряд доходит до подножия Врачанских гор, но не находит ожидаемого подкрепления от местных революционеров. Отряд Ботева вынужден вести тяжелые бои с многократно превосходящим его по численности противником. 20 мая командир Христо Ботев и большая часть его отряда были убиты и этот разгром по сути превращается в крах Апрельского восстания.
В 1954 году принято решение увековечить путь Ботева и его отряда от города Козлодуя до их лобного места в виде широкой аллеи, увенчанной памятными символами признательности населения.
У парохода „Радецки”, превратившегося в символ свободы для миллионов болгар, тоже интересная судьба. Построенный в 1851 году, он забракован в 1918 году и окончательно уничтожен австрийским пароходством в 1924 году. До этого несколько болгарских правительств выражают желание выкупить корабль и использовать его в качестве главной аттракции нового военно-исторического музея, но эти идеи так и не осуществляются.
В 1964 году одна журналистка, работающая в редакции самой популярной тогда детской газеты „Сентябренок”, начинает кампанию о восстановлении парохода, встретившую огромный отклик. Она открывает счет, на который в течение следующих 2 лет каждая школа переводит деньги, собранные при сдаче макулатуры, участии в трудовых бригадах и других инициативах. Более миллиона школьников со всей страны успевают собрать огромную для тех времен сумму из 523 000 левов и к 90-летию героической гибели Ботева – в 1966 году — вновь выстраивают пароход „Радецки”.
Для руководства всей инициативой создан специальный национальный штаб, в состав которого входили кораблестроители, архитекторы и инженеры. Он принимает решение построить абсолютно аналогичный пароход, полностью воссоздающий не только внешний вид старого корабля, но и внутреннюю обстановку.
30 мая 1966 года новый корабль торжественно приплыл к Козлодуйскому берегу, где его встретила многотысячная толпа, прибывшая со всех концов страны. После этого он бросает якорь в специально устроенной для него пристани вблизи города Козлодуй, а экспозиция в кабинах корабля рассказывает о жизни Ботева и судьбе его отряда.
И сегодня „Радецки” радуется неиссякаемому интересу посетителей и продолжает служить живым памятником борьбы за свободу болгарского народа, борьбы за сохранение этой святыни и желания уберечь память о Ботеве и его подвиге и для грядущих поколений.